Эх,какие ж раньше слова были... Казалось бы - что тут такого, назвать цвет? Ан нет, к примеру, фернамбук - изжелта-красный, а слово-то какое! "Иди отсюда, фернамбук недоделанный!" - вот уже и ругательство.. Или идёшь такая вся в хаки, а тебе: "Милочка, цвет влюблённой жабы тебе так к лицу!". И не поймёшь - то ли комплимент, то ли тебя только что укололи.. И не придерёшься - потому что вроде правда.. Ниже - названия цветов и расшифровка, развлекайтесь, очень весело!
Перевод названий цветов и их оттенков на обычный язык.
Аделаида красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? Аделаидина-с. А аграфенина цвета нет?").
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый - темно-вишневый.
Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.
Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор густо-красный с синеватым оттенком.
Бедра испуганной нимфы оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный нежный серовато-зеленый.
Бискр цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бисной седой, серебристый.
Бистровый цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc белый), кремовый оттенок белого. У Даля тельный, телесный цвет.
Блокитный сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.
Блондовый то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
Бордоского вина - красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой ярко-голубой.
Брусничный когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
Буланый - серо-бежевый.
Бурнастый - то же, что бурый.
Бусый темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова - оттенок розового.
Вердепешевый желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердигри зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный желтовато-красный.
Влюбленной жабы зеленовато-серый.
Вороний глаз черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный серый.
Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гороховый серый или грязно-желтый.
Гортензия нежно-розовый.
Гридеперливый жемчужный оттенок серого.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гусиного помета (мердуа) желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький светло-серый.
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Дроковый желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба сложный оттенок коричневого.
Жиразол молочный с радужным отливом, жиразол -
старое название благородного опала.
Жирафовый желто-коричневый.
Жонкилевый цвет нарцисса.
Зекрый темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши нежно-серый цвет.
Иудина дерева ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа цвет горячего шоколада.
Камелопардовый желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Кармазинный, кармезинный насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый чистый оттенок коричневого.
Касторовый темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый белоснежный, цвет кипеня белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный то же, что коричневый.
Королевский голубой калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же индиго).
Куропаткины глаза светло-красный.
Лабрадоровый цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) желтовато-коричневый.
Лесных каштанов темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный красно-розовый.
Маджента ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер - светло-серый.
Марин, марина цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори темно-голубой, синий.
Мов - розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный цвета облака.
Оброщеный - багряный.
Орлецовый красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний - синевато-лиловый.
Палевый розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille "солома". Согласно Далю, палевый соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь ярко-синий.
Парижский голубой cветло-голубой.
Парижской грязи грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый темный, бурый.
Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый - пурпурный.
Последний вздох жако желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый иссиня-зеленоватый.
Праземный цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, цвет "блохи в родильной горячке").
Ранжевый то же, что оранжевый.
Резвая пастушка - оттенок розового.
Рвота императрицы - оттенок коричневого.
Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги оттенок розового.
Селадоновый серовато-зеленый.
Сизый цвет голубя, после просто синий.
Силковый голубой, васильковый.
Сине-алый темно-фиолетовый.
Синетный церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый с синим отливом.
Скарлатный ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый - ярко-красный.
Сюрприз дофина. Он же цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фернамбук изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый - грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии - насыщенный розовый.
Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной - искрасна-рыжий.
Чесучовый цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан цвет с переливающимися оттенками
Шарлах ярко-красный, от названия краски.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.